"Блог Матвеева": журнал сторонников (blog_matveev) wrote,
"Блог Матвеева": журнал сторонников
blog_matveev

Category:

Интервью сайту "Самкульт" о политической культуре

Михаил Матвеев: «25 лет после советской власти не создали ничего оригинального в русской политической культуре»

Политика снова стала интересна людям. Самкульт везде ищет влияние культуры и здесь тоже нашел. Да и особо искать не пришлось — политическая культура — важнейшая часть современной политологии.

Фотография Нины Дюковой

О том, как выглядит политическая культура здесь и сейчас, Самкульт решил узнать у Михаила Матвеева. Как ни относись к его политической деятельности, а Михаил Николаевич, с одной стороны — действующий политик, подражающий Че, а с другой — самый настоящий доктор наук, историк и специалист, как раз, по вопросам истории политической.

Как вы считаете, существует ли сегодня в России политическая культура или ее предпосылки?

Политическая культура, с точки зрения политологии, существует даже у пигмеев. Проблема этого слова («культура») заключается в том, что большинство обычных людей соотносят его с понятием «культурный», что полностью меняет смысл вопроса. Это как с «экологией»: для кого-то это наука, а для кого-то чистый воздух. Политическая культура, как набор ориентаций, убеждений и ценностей существовал в России всегда. Кому-то эта «политическая культура» в определенный период по своему набору может нравиться, кому-то нет. Кто-то соотносит её с набором политических ценностей и способов реализации, существующим на Западе, пытаясь через это (как правило) определить степень «недоразвитости» российской политической культуры. Здесь возникает неизбежный вопрос: что истина?

Однажды в Самаре на семинаре школы гражданских лидеров я спросил одного видного российского либерала: «Что есть счастье?», чем поверг его, и возможно всю аудиторию в ступор. Потому что счастье американский военный летчик, несущий демократию народам арабского мира, и ливийский таксист с Кораном в кармане и бензином дешевле воды времен Каддафи понимали по разному. Я могу ошибаться, но иногда сравнение эффективности политических культур заканчивается спором о счастье.

Не для того говорю, чтобы оправдать недостатки современного политического режима в России, и тем более, несправедливость, неэффективность и пагубность для граждан современной российской экономики и социальной политики, вытекающей из него и из того типа политической культуры, который овладел большинством. А просто, чтобы пояснить: я не сторонник линейного построения всех стран, народов и цивилизаций от плохого к хорошему, по кем-то за аксиому взятому образцу. Политическая культура США не мешает им насаждать свое понимание счастья бомбами, а политическая культура Китая не мешает миллионам китайцев прямо сейчас чувствовать себя счастливыми. Как были счастливы многие советские люди при политической культуре СССР.

К какому типу можно отнести политическую культуру России, если взять расширенную типологию Алмонда-Верба*?

Я думаю, это смешанный тип, как в большинстве европейских стран, но пропорции иные. В России куда больше, думаю до 80% — доля носителей подданической политической культуры, а доля активистов, реально участвующих в формировании политики, не больше 1%. Остальное уходит на патриархальные клановые культуры, наиболее сильно развитые в национальных республиках.

Как вы оцениваете влияние постсоветского периода на нашу политическую культуру?

Велико влияние, прежде всего, советского, а не постсоветского. Потому что до сих пор значительная часть политической элиты- это люди, не просто сформировавшиеся в КПСС, но относившиеся к номенклатуре. Другого периода, кроме советского, имевшего хоть какие-то ценности, которые можно внятно сформулировать, управленческие приемы, способы донесения гражданской активности просто нет. На мой взгляд, 25 лет после советской власти не сформировали ничего оригинального в русской политической культуре. Это либо отголоски советского, или «неудачный перевод с английского», подражание Западу, но почему-то всегда — как в русской сказке про вершки и корешки — форма без содержания. Вроде формально альтернативных демократических выборов без выборов, по сравнению с которыми безальтернативные советские выборы с их многоступенчатым «ситом» отбора кандидата — верх демократии.

Но следует сказать, что коллективизм, подчинение личного общественному и тем более государственному, терпение как своеобразная часть «политической культуры», имеют сложные и более древние корни, нежели советский период, где переплетается и христианские идеалы смирения, и национальный характер, и многовековое крепостное положение 90% народа при одновременном духе свободы, реализованном в многочисленных казачьих субэтносах, Дона, Поволжья, Сибири и многое другое. В России действительно велика доля людей, надеющихся на государство, на начальство и на Путина, как на отца родного. Но и «лихих» людей, готовых к бунту, к революции, к сопротивлению здесь тоже немало. В процентном отношении немного, но в штуках — много. Вопрос в том, что на вектор политической культуры эта пропасть между горсткой пассионариев и огромной общиной крепостных почти не влияет. Не влияет и на поступательное движение страны: оно идёт скачкообразно, через дворцовые перевороты, бунты и революции, а не путем осознания себя гражданами большинством подданных. Патернализм, подданичество, общинность, русская имперскость и соборность, здесь всё присутствует…

http://samcult.ru/review/14164
Tags: Михаил Матвеев
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments