"Блог Матвеева": журнал сторонников (blog_matveev) wrote,
"Блог Матвеева": журнал сторонников
blog_matveev

Categories:

Мой комментарий к итогам проведенной "по-мордовски" реформе МСУ в Самарской области

Поднятая мной тема вероятного пересмотра Азаровым итогов меркушкинской реформы местного самоуправления 2015-17 годов вызвала неожиданно большое внимание СМИ, включая федеральные. С учетом того, что сам Дмитрий Азаров не обмолвился о такой возможности ни полсловом (мои домыслы основывались только на факте появления вот этой бумажки), само внимание к теме говорит о том, что целесообразность пересмотра навороченных Меркушкиным схем "местного самоуправления" (беру в кавычки "самоуправления") лежит что называется на поверхности. Поэтому в своих тезисах для будущего губернатора Самарской области, написанных еще при живом политическом трупе Меркушкине, я обозначил задачу пересмотра схемы местного самоуправления под номером 2. Тема местного самоуправления- это моё, родное, поэтому могу о ней говорить часами, комментировать и даже читать лекции чиновникам. Жаль они необучаемы :)

Несколько комментариев к теме:

Бизнес ФМ: "На выходе это нагромождение различных муляжей демократии привело к обратному эффекту. Власть не только не приблизилась к народу, но она существенно от него отделилась. Если раньше мы имели выборных мэров, фамилии которых мы знали, и для них мнение горожан что-то значило, то нынешнему руководству города наплевать абсолютно на то, что о нем думают люди. Потому что народ исключен, он перестал быть субъектом каких-то политических и кадровых решений. Одна из колоссальных проблем, которая была создана Меркушкиным в этой модели, заключается в том, что мало того, что система стала весьма и весьма разветвлённой, она еще и вся переведена им на общественные начала. У нас даже председатели районных дум не получают зарплату, то есть всех людей заставили работать бесплатно. Эта ситуация мне хорошо известна, потому что я два созыва отработал заместителем председателя комитета по местному самоуправлению, я знаю настроения людей, когда их заставляют и нагибают на каждых выборах что-то делать, но бесплатно. Естественно, если Азаров столкнётся с этим желанием людей получать деньги, то экономически он поймёт, что выгоднее иметь одну городскую думу, чем девять районных".
http://bfmsamara.ru/reforma-msu-v-samarskom-regione-udalas-ili-provalilas.html#.We93euIeKUs.facebook

Давыдов индекс: "Николай Меркушкин сам выбрал Самару как “пилотный” регион, где в качестве эксперимента ввели новый порядок организации органов местного самоуправления. Та “экзотическая” модель, которая здесь была организована — разделение городов на внутригородские районы с избранием районных советов, которые, в свою очередь, делегируют депутатов городской думы — впервые была опробована в Челябинске. Насколько мне известно, в Челябинске впоследствии решили отказаться от этой модели, признав ее неэффективной. Одновременно с Самарой эта же модель была организована в Махачкале. Все остальные субъекты РФ от такой схемы работы органов МСУ отказались.

Мне кажется, Николай Иванович Меркушкин ухватился за предоставленную ему возможность в таком императивном формате ввести новую модель МСУ, потому что он таким образом воспроизводил опыт республики Мордовия в 90-е годы, где местного самоуправления вообще фактически не существовало. Нарушая федеральное законодательство, глава республики назначал глав районов, городов. Ему очень нравилось назначать всех сверху, поэтому и начал эту модель реализовывать в Самаре.

Надо понимать, что лозунг “приближение власти к народу” был большим лицемерием, потому что в реальности власть от народа, наоборот, отдалялась: если люди раньше сами выбирали себе мэров, то теперь они перестали выбирать даже депутатов городских дум. Им позволили выбирать только старших по подъездам и людей, которые якобы будут представлять интересы граждан в райсоветах и других структурах. Также еще было большое нагромождение общественных советов. В итоге центр власти переместился к губернатору. Все стали понимать, что все многочисленные структуры, существующие на местном уровне, ничего не решают и по всем вопросам надо обращаться лично к губернатору. Это привело к существенной перегрузке системы управления регионом, потому что Меркушкин сконцентрировал в своих руках не только экономическую власть (контроль над всеми бюджетами), но и политическую ответственность, что и показала его последующая отставка. Люди во всех бедах, начиная с ямы на дороге и заканчивая плохо работающей системой отопления в квартире, стали винить лично губернатора, так как стали видеть, что кроме него никто ничего не решает.

Модель МСУ, предложенная Меркушкиным — это модель сверконцентрации власти и отчуждения ее от народа, именно это унаследовал Дмитрий Азаров. Люди не верят власти, доверие ко всем структурам очень сильно подорвано. Конечно же , здесь еще сыграли роль непопулярные решения, которые принимал Меркушкин. С учетом того, что Азаров является последним избранным мэром Самары и возглавлял профильный комитет в Совете Федерации, тема МСУ ему хорошо знакома.

Перед Азаровым есть несколько вариантов решения, начиная с того, чтобы все оставить так, как есть, и самому стать “драконом”, и заканчивая тем, чтобы ускорить перезагрузку системы, избавиться от ставленников Меркушкина, предложив обществу новую команду, пойти на досрочные выборы всей системы, отменив внутригородские деления районов, распустив районные советы и вернув выборы мэров городов Самары и Тольятти. Есть вариант, что он даст доработать всем местным органам до истечения срока их полномочий (в Самаре это 2020 год) и, не торопясь, к этому времени определится исходя из политической ситуации в стране. Такой вариант весьма для него характерен".

http://davydov.in/region/samarskaya-oblast/mixail-matveev-model-msu-predlozhennaya-merkushkinym-eto-model-sverkoncentracii-vlasti-i-otchuzhdeniya-ee-ot-naroda/

Федералпресс: «Вероятнее всего, Азаров внесет изменения в областное законодательство, которые полностью или частично поменяют систему взаимоотношений между властью и обществом в сфере МСУ. Но наверняка при условии, что эти изменения вступят в силу по истечении срока полномочий городских структур – сити-менеджеров, гордум, райсоветов. Я считаю, Азаров может пойти на прекращение внутригородского деления, поскольку оно не продемонстрировало эффективности, и на возврат всенародных выборов в городскую думу Самары и Тольятти».

«Что касается прямых выборов мэра, я не уверен, что Дмитрий Игоревич возродит их в ближайшие годы. Назначение сити-менеджеров – общегосударственный тренд. К тому же, чтобы путем всенародного голосования добиться выбора человека, который укрепит положение губернатора в регионе, этого человека надо иметь. А он, в свою очередь, должен иметь фору по сравнению с другими кандидатами. Для этого нужно отправить в отставку нынешнего градоначальника Олега Фурсова и посадить на его место «своего» человека вплоть до сентября следующего года. Срок, который высидит этот и.о. главы городского округа, и будет его форой во время выборов. Загвоздка в том, что Олег Фурсов может уйти лишь по собственному желанию или после того, как гордума дважды вынесет ему вотум недоверия. А это небыстрая процедура.

Для жителей Самары наиболее благоприятна система МСУ, которая предполагает прямые выбора мэра. Эту модель поддерживает абсолютное большинство населения. Напомним, в 2014 году, когда ее отменяли, областной фонд социологических исследований и соцфак Госуниверситета проводили опрос об отношении к этому факту горожан. Больше 70 % самарцев и тольяттинцев высказывались за всенародное голосование.

«И эта же модель наиболее эффективна- выборный мэр несет ответственность перед населением и мотивирован, по крайней мере перед выборами, работать в интересах граждан. Сити-менеджер не борется за сохранение своей репутации в глазах общественности и ориентирован исключительно на фигуру, которая его назначает».

«В теории модель райсоветов и гордум, которые формируются из депутатов райсоветов выглядит прекрасно, но на практике создает лишнее звено, не обладающее никакими полномочиями. Кроме того, работа этого звена нивелируется параллельно создаваемыми общественными советами и управляющими микрорайонов. Я сторонник всенародных выборов городской думы, желательно только по одномандатным округам, без партийных списков. При этом, считаю, что количество мест в думах Самары и Тольятти нужно несколько увеличить, сделав мельче избирательные округа, чтобы упрочнить связь депутатов с избирателями и чтобы народными избранниками в том числе становились выходцы из народа.

Сегодня самарская гордума включает в себя сорок с небольшим депутатов, которых не избирают напрямую, а делегируют из райсоветов. Необходимо восстановить гордуму как единственный представительный орган, несколько увеличив ее численность. С учетом того, что 90 % из них, как и предполагает закон, работают на общественных началах, это не перегрузит бюджет. До революции гордума Самары состояла из 72 гласных, в советские годы Куйбышевский горсовет состоял из 250 депутатов. Сейчас количество мест в местном представительном органе должно варьироваться от сорока пяти до семидесяти"
http://fedpress.ru/article/1880340

«Это бы сделало гордуму более представительной. А сами бы депутаты от своих округов совместно с районными организациями могли бы образовывать совещательные органы для обозначения позиций районов по вопросам, которые рассматривает дума. Сегодня ее депутатов никто не знает. Сам орган перестал обладать политическим или экономическим весом, а райсоветы этим весом обладать так и не стали. При такой системе МСУ происходит отчуждение властей обществом. Люди рассматривают эти органы как ненужные звенья и обращаются с вопросами к губернатору, что перегружает работу государственной власти и не способствует улучшению жизни населения»,»


Tags: Дмитрий Азаров, Меркушкин, Михаил Матвеев, Самара-городок, местное самоуправление, не так сели, разруха в головах
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments