САМАРА. 6 ДЕКАБРЯ. ВОЛГА НЬЮС.
Екатерина Борисенкова
Депутат губернской думы Михаил Матвеев рассказал Волга Ньюс о том, почему решил принять участие в конкурсе на пост главы Самары, что изменил бы, заняв это кресло, а также о том, почему в городе тоже нужна политика.
— Для чего вы заявились на конкурс по отбору мэра Самары?
Опять же я хочу внести в этот конкурс определенный элемент дискуссии о будущем Самары, о том, каким должен быть наш город, и кто должен этим городом руководить на самом деле. Потому что не понимать, что перед ними реальный кандидат на пост мэра, за которым стоят десятки тысяч сторонников, они не могут.
— Вы неоднократно высказывали свое негативное отношение к переходу от прямых выборов глав городов к определению их на конкурсной основе. Не видите противоречий в том, что сейчас принимаете участвуете в таком конкурсе?
— Да, противоречие здесь есть. Но не противоречие между моими взглядами и участием в этой процедуре. Я — человек, опирающийся в своих действиях на закон. Та процедура, которая сейчас существует, утверждена законом. И иных путей для выдвижения своей кандидатуры на пост главы Самары сейчас у меня нет. Опять же, если никто не будет ставить вопрос о необходимости изменения существующей процедуры выборов главы, то она никогда и не изменится.
— Какие основные проблемы, на ваш взгляд, существуют в Самаре сейчас?
— Прежде всего, необходимо рассматривать институт сити-менеджерства только как переходный период к возврату всенародных выборов. Необходимо менять устав города, создавать пакет законодательных инициатив, которые восстановят выборность городской думы. У меня есть свои предложения о том, по какой модели эти структуры должны формироваться, что должно происходить с районами города и райсоветами, которые сейчас избраны.
На мой взгляд, крайне необходимо создать механизм, по которому мэр и чиновники районного и городского уровня будут нести ответственность за свои действия и решения перед горожанами. Этот механизм, как я считаю, должен предусматривать в случае, если граждане выражают чиновнику недоверие (допустим, через сбор определенного количества подписей), запуск процедуры, ведущей к его отставке.
Сейчас же мы видим, что главы районов и глава города полностью оторваны от населения. И, соответственно, не учитывается мнение людей по широкому спектру вопросов — начиная от застройки города и заканчивая жилищно-коммунальными вопросами, развитием тех или иных территорий. Это, на мой взгляд, очень неправильная ситуация, которую можно исправить, восстановив доверие между жителями города и чиновниками.
И работу в этом направлении можно вести уже сейчас. Например, мне кажется, необходимо более активно использовать механизм проведения городских референдумов, чтобы выявлять реальное мнение людей по вопросам развития города. Ведь у нас с определенной периодичностью проводятся выборы, и ничто не мешает вместе с ними добавить еще один или два бюллетеня, и устраивать и референдумы по важным для горожан вопросам. И механизмов таких может быть очень много.
Так что моя главная мысль в том, что власть должна быть ответственна перед людьми.
— На ваш взгляд, такой подход не затормозит принятие решений?
— Затормозит. И многие решения, которые продвигаются кулуарно, в интересах определенных групп, сломает. Зато решения будут более проработанными. И это обеспечит больший уровень доверия населения к власти. Я не вижу в этом проблемы, потому что, естественно, на голосование не будут выноситься вопросы, допустим, о включении отопления или другие, которые должны решаться в автоматическом режиме.
— Уже давно озвучивается позиция о том, что глава города должен быть не политиком, а хозяйственником. Что вы об этом думаете?
- Я считаю проблемой то, что в городе у властей отсутствует политика. Градостроительная политика, политика в сфере ЖКХ, в транспортном развитии, в сохранении историко-культурного наследия, в учете мнения горожан. Банальностью является такая фраза, что нужны хозяйственники, а не политики. Нам уже впору спасать город от так называемых хозяйственников. У нас практически все мэры после Олега Сысуева позиционировали себя как "хозяйственники", достаточно вспомнить Виктора Тархова с его опытом командования заводами-гигантами. Но сколько эти так называемые "хозяйственники" сделали такого, что вызывало буквально ярость горожан? Сколько решений было принято в интересах тех "хозяйственных" структур, которые за ними стояли?
Но, на мой взгляд, многим чиновникам-хозяйственникам не хватает масштаба и государственного мышления. И это приводит к большому количеству ошибок при принятии тех или иных знаковых для города решений, касающихся его развития.
Чтобы этого избежать городу и нужна политика. Но политика не в значении митингов и демаршей, а в значении целеполагания. У нас же создаётся впечатление, что власть зачастую вообще не понимает, куда идти? Зачем? Должна быть внятная градостроительная политика, политика в сфере ЖКХ, транспорта должно быть понимание, какие правила городская власть диктует бизнесу, а не наоборот, как зачастую происходит сейчас. Опираться надо при принятии тех или иных важных для города решений не на желания бизнеса, а на мнение профессионального сообщества и жителей.
Нет опять же четкой политики в сфере ЖКХ: мы то занимаемся уводом этого сектора от государственного управления — начинаем создавать ТСЖ, все отдавать управляющим компаниями, то пытаемся обратно все забрать в муниципальные предприятия.
У меня есть прорамма от ЖКХ и благоустройства до увеличения туристической привлекательности Самары. Но для того чтобы все эти планы осуществить, нужны соответствующие полномочия.
Предположить, что остановятся трамваи, перестанут вывозить мусор и встанут лифты, если мэром города будет не один, а другой человек, глупость.
— На ваш взгляд, вы обладаете достаточным управленческим опытом для руководства городом-миллионником?
— Да. Я работаю во власти практически 15 лет. Многократно избирался депутатом на прямых выборах, и вся моя деятельность как депутата связана с Самарой. Я возглавлял в городской думе контрольный комитет, работал в комитете по экономике, в губернской думе работал в комитетах по промышленности и ЖКХ, являлся заместителем председателя комитета по МСУ. Уже на протяжении нескольких созывов работаю в комиссии по лицензированию управляющих компаний.
Я участвовал в выработке огромного количества решений городской власти, постоянно нахожусь во взаимодействии и с районными, и с городскими чиновниками. Поэтому времени на раскачку мне не нужно. И самое главное — я обладаю поддержкой людей. А у нас многие вещи можно сделать только в том случае, если тебя поддерживают люди.
Я убежден, городу необходим лидер, человек, который в состоянии сформировать политику городских властей. Ведь когда речь идет об управлении городом, понятно, что мэр лично не дает команду о пуске трамваев на линию, сам не приезжает в дома для подачи тепла…
Для этого есть профессионалы, которые эти функции выполняют. Перед ними ставится задача. В этом плане в миллионном городе существует огромный кадровый потенциал, чтобы к управлению соответствующими департаментами привлечь грамотных специалистов. И я, столько лет проработав во власти, знаю огромное количество таких людей. Знаю я и том, кто справляется со своими обязанностями среди существующих глав районов, а кого необходимо заменить.
Уверяю вас, современный город в значительной степени похож на сложный инженерный механизм, где существует масса систем, работающих автономно. Предположить, что остановятся трамваи, перестанут вывозить мусор и встанут лифты, если мэром города будет не один, а другой человек, глупость.
А поверить в то, что в зависимости от того, кто является мэром города, либо застроят 109 квартал, либо там будет сохранена городская среда — легко.
Но опять же, чтобы этим заниматься, нужно обладать определенной культурой. У нас одна из колоссальных проблем во власти — то, что у многих чиновников нет элементарной культуры, нормального гуманитарного образования и представлений о нормах приличия и о том, как должен выглядеть и развиваться город.
Полный текст интервью, вышедшего на "Волга ньюс"
http://volga.news/article/458216.html