?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая страница | Следующая страница

В продолжение темы сохранения самарского ракетостроения- материал medium.com

«Прогресс» сошел со старта
Одновременно с отстранением гендиректора РКЦ «Прогресс» и уголовными делами Роскосмос объявил о запуске программы развития сверхтяжелой ракеты. Самарское предприятие в нем на вторых ролях. Что будет c планами завода по запуску новой средней ракеты «Союз-5», когда за временным отстранением Александра Кирилина с большой вероятностью последует его увольнение и замена московскими менеджерами?

Сегодня Самарский районный суд отстранил гендиректора РКЦ «Прогресс» Александра Кирилина от должности на период расследования уголовного дела о злоупотреблении полномочиями на предприятии.

Появление в 2016 году серии уголовных дел в отношение самарского РКЦ «Прогресс» и сегодняшнее решение суда об отстранении с должности главы предприятия Александра Кирилина удивительным образом совпали с событиями вокруг двух перспективных ракет. Сверхтяжелой и средней.

На этом поле конкурируют три российских космических мэтра — РКЦ «Прогресс», корпорация (РКК) «Энергия» и Центр им. Хруничева. Выигрывает «Энергия». А Самара, похоже, окончательно лишается бренда «Самара космическая», который до сих пор, несмотря на множество потерь, греет души местных чиновников и элит.

Сверхтяжелая
Буквально в начале февраля Роскосмос сообщил о том, что «головным разработчиком космического ракетного комплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса» будет «Энергия». Роль соисполнителей досталась самарскому «Прогрессу» и ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ).

«Концепция создания… (сверхтяжелой ракеты — Генлайн) предполагает максимальное использование уже существующих наработок. Также при разработке ракеты-носителя сверхтяжелого класса будут использованы основные элементы и технологии создаваемой в настоящее время ракеты среднего класса «Союз-5».

Что за сверхтяжелая ракета и причем здесь «Прогресс»?
Сверхтяжелую ракету собирались создать уже давно. В 2014 году, когда обсуждался проект Федеральной космической программы до 2025 года, Роскосмос даже запланировал на это 214,6 млрд рублей. И прежний глава Роскосмоса Олег Остапенко тогда заявил, что проект сверхтяжелой ракеты будет выбран до конца того же года.

Из всех троих разработчиков публично о готовности проекта заявил только глава «Прогресса» Кирилин. В июле 2014 г. он сказал, что РКЦ «готов стать головной организацией по разработке и созданию сверхтяжелой ракеты-носителя. «Во время последнего визита руководства Роскосмоса в центр «Прогресс» мы показали готовность наших производственных площадей под этот проект, и была дана оценка, что из всей отрасли наш центр наиболее подготовлен к его реализации», — цитировал Кирилина «Интерфакс».

Это подтверждал и Остапенко, отвечавший на вопрос о возможном месте производства новой ракеты: «Недавно я посещал самарское предприятие «ЦСКБ-Прогресс» (акционировано и переименовано в РКЦ в 2014 г. — Генлайн), на котором ранее собиралась ракета-носитель «Энергия» (разработка РКК «Энергия» — Генлайн). Там мощный цех, и не использовать его было бы неправильно».

В декабре 2014 г. Кирилин заявил о том, что готов эскизный проект сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью до 90 тонн с метановыми двигателями. Чуть позже появилась информация о том, что к разработке самарского проекта подключился Центр Хруничева (изначально предприятие предлагало взять за основу свою «Ангару»).

В июле 2015 года перспективы производства сверхтяжелой ракеты в Самаре были еще в планах государственных чиновников. «Сейчас президент поручил военно-промышленной комиссии и «Роскосмосу» представить до конца года федеральную космическую программу, куда должно быть заложено обоснование создания ракеты сверхтяжелого класса, — говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин. — Именно самарские конструкторы имеют в этом опыт и имеют производственный потенциал».

Тогда же по указу президента России была создана корпорация «Роскосмос» — в нее вошли Федеральное космическое агентство и Объединенная ракетно-космическая корпорация.В конце 2015 году новая корпорация, начавшая реформирование отрасли, отложила планы создания сверхтяжелой ракеты как минимум до 2020 года.Но уже в 2017 году Роскосмос сообщил о том, что для новой сверхтяжелой ракеты могут быть использованы «основные элементы и технологии РН «Союз-5», ракеты среднего класса.Головным разработчиком эскизного проекта «Союз-5» назначили РКК «Энергия». Самарский РКЦ «Прогресс» и ФГУП «ЦЭНКИ» — соисполнителями.

Но «Союз-5» придумал Кирилин. И надеялся стать основным производителем абсолютно новой российской ракеты среднего класса. Складывающейся, как конструктор, в тяжелую ракету. Конкурента проекта «Энергии».

Кто придумал «Союз-5»
В августе 2013 года на международном авиасалоне в Жуковском Александр Кирилин заявил о том, что самарское предприятие разрабатывает новую ракету — «Союз-5». «Разработка ракеты «Союз-5» ведется в рамках научно-исследовательских работ «Магистраль». Это очень интересная машина, работающая на компонентах сжиженного природного газа. 16-тонная машина, а без боковых блоков — 8-тонная. Данная ракета должна прийти на замену ракет, построенных на базе ракеты Р-7», — цитировал Кирилина «Интерфакс».

С самого начала Кирилин называл «Союз-5» «собственным инициативным проектом» самарского предприятия. Работать над ним РКЦ начал после того, как в 2011 году закрыли самарский проект новой ракеты «Русь-М», потратив на него 1,63 млрд рублей.

В июле 2013-го Кирилин презентовал «Союз-5» на 50-м авиакосмическом салоне во французском Ле Бурже.
Союз-5 в Ле Бурже

Защитить готовый проект «Союз-5» РКЦ «Прогресс» собирался уже в августе 2013 года. Тогда же Кирилин говорил о том, что новая ракета может быть создана в пределах 2020–2022 годов. Если будут выделять деньги.

В феврале 2015 года РКЦ сообщило о то, что «заканчивает разработку эскизного проекта «Союз-5». «Этот проект мы будем предлагать для включения в федеральную космическую программу на 2016–2025 годы», — цитировала пресс-служба РКЦ Кирилина.

« … Летный образец планируется создать к 2022 году, эскизно-технический проект должен быть завершен в конце 2015 — начале 2016 года», — говорил Кирилин в августе 2015 г. Всего же, по его словам самарское предприятие могло бы выпускать по 20 новых «Союз-5» ежегодно.

«Разработка носителей среднего класса — основная специализация РКЦ «Прогресс», и выбранная размерность позволит избежать излишней конкуренции на внутреннем рынке средств выведения», — говорил тогда гендиректор самарского РКЦ.

Тогда, по словам Кирилина, самарское предприятие планировало представить свой «Союз-5» на конкурсе по разработке опытного образца под условным названием «Феникс». Конкурс был заявлен в Федеральной космической программе на 2016–2025 годы. «Победитель конкурса получит государственное финансирование. Мы намерены принять участие в конкурсе и рассчитываем на успех», — говорил Кирилин.

В мае 2017 года на совещании по развитию ракетно-космической отрасли решили дать новой ракете средней грузоподъемности (проект «Феникс») название «Союз-5». По просьбе самарского РКЦ.

При этом, как сообщалось, несмотря на самарское название, сам проект РКЦ отклонили. В пользу новой-старой модели украинской ракеты-носителя «Зенит». И принято это решение было еще в 2014 году.

Новый проект «Союз-5» и получит государственные деньги. В прошлом году говорилось о 30 млрд рублей. Финансирование планировали начать в 2018 году.

«Предполагается, что проектируемая российская ракета-носитель «Союз-5» грузоподъемностью около 17 тонн будет максимально адаптирована также под пуски с плавучего космодрома «Морской старт», а впоследствии — и с космодрома Восточный, — сообщал Роскосмос в августе 2017-го . — Новая ракета-носитель может использоваться для выведения пилотируемого транспортного корабля «Федерация» на низкую околоземную орбиту, в 2022 году его планируется запустить в беспилотном варианте, а в 2024 году — уже с экипажем».

Фактически два проекта — сверхтяжелой и средней ракеты — развивались одновременно, только в одном «Прогресс» играет ведущую роль, а в другом — второстепенную.

Кому выгодно
Неожиданный указ о развитии сверхтяжелого ракетного комплекса означает, что в кулуарах Роскосмоса разворачивается новый виток внутренней борьба за финансирование и приоритеты развития отрасли. Уголовные дела на РКЦ «Прогресс», возникшие как результат масштабной проверки Роскосмоса, в этой конкурентной борьбе как нельзя кстати.

За временным отстранением Кирилина с большой вероятностью последует его увольнение и замена московскими менеджерами. Чуть более полугода Роскосмос полностью заменил руководство ФГУП им Хруничева. И.о. генерального директора назначен Алексей Варочко, замгендиректора «ЦЭНКИ» (Космодромы России) и директор КБ «Мотор». Бывшего гендиректора Хруничева Андрея Калиновского (он получил пост еще до образования Роскосмоса и назначения Комарова) «ушли» с повышением — он стал исполнительным директором по обеспечению качества и надежности Роскосмоса. Можно ожидать решительных шагов от Роскосмоса и по смене власти в Самаре.

Смена руководства на самарском РКЦ может привести к неприятным последствиям. Которые Роскосмос уже и анонсировал успешным лоббированием комплекса сверхтяжелой ракеты.

Самарскому предприятию отведена роль соисполнителя при руководящей роли РКК «Энергия». Что именно и в каких объемах будет «соисполнять» «Прогресс»? Насколько будет загружен заказами завод в ситуации, когда проект «Союза-5» активно лоббировался лично Кириллиным? К выпуску ракеты предприятие приступить не успело.

Вполне может случиться, что РКК «Энергия», активно лоббирующее свои интересы, не станет мириться с юридической самостоятельностью самарцев. В 2011–13 году процесс сбора предприятий ракетостроения ОАО «Российская ракетно-космическая корпора­ция» едва не завершился объединением РКЦ «Прогресс» и Центра им.Хруничева. Вернуться к этому проекту ради повышения эффективности работы госпредприятия будет нетрудно.

И это будет означать полный конец бренда «Самара космическая», который до сих пор, несмотря на множество потерь, греет души местных чиновников и элит. Все предприятия аэрокосмической отрасли региона — «Куйбышевского куста» — уже управляются госкорпорациями. Их менеджеры решают, какие заказы получают заводы и что происходит с их финансами. И сколько налогов и рабочих мест они обеспечивают региону. Кирилин был последним.

medium.com







Комментарии

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
(Анонимно)
21 фев, 2018 11:49 (UTC)
Михаил Николаевич, что это за сайт чью статью Вы опубликовали? Вам недостаточно уверения Комарова, что слияния не будет и руководить предприятием будут выходцы с завода? Впечатление что Вы заинтересованы в педалировании этой темы. Очень жаль. Мы Вам верили.
(Анонимно)
21 фев, 2018 12:17 (UTC)
Михаил Николаевич, добрый день!
Прошу поднять вопрос о ликвидации МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" - единственного в городе муниципального предприятия по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
В настоящее время в Арбитражном суде СО рассматривается дело NА55-23305/2017 о признании несостоятельным (банкротом) указанного предприятия по заявлению ООО "Волгатрансавто" (задолженность ещё МП г.о. Самара "Самараавтотранс", реорганизованного в "Пассажиравтотранс").
И хотя определение о введении процедуры банкротства ещё не вынесено, среди неравнодушных пассажиров - "фанатов" общественного транспорта и сотрудников в тематических группах социальных сетей уже есть информация о том, что в апреле предприятие фактически прекратит свою деятельность, имущество в виде подвижного состава получит ООО "СамараАвтоГаз", а сотрудникам уже предложено увольняться по собственному желанию с предложением трудоустроиться в ООО "СамараАвтоГаз".
Оснований не доверять этой информации нет, так как последние события транспортной жизни города не в пользу предприятия: полная передача таких "флагманских" маршрутов, как NN2, 9, 24, 34, 41, 61, 67, 70 в ООО "СамараАвтоГаз", невыплаты лизинговых платежей за автобусы марки "ЛиАЗ" на газомоторном топливе, фактический невыпуск автобусов "Пассажиравтотранса", вызвавший за собой прекращение работы маршрутов NN51, 68, 3, фактическое прекращение эксплуатации одного из двух гаражей предприятия на ул.Блюхера с переездом в оставшийся ул.Пугачевскую. Последний, к слову, также частично занимает "СамараАвтоГаз".
Таким образом, очевиден передел сферы пассажирских перевозок в пользу коммерческих структур с молчаливого бездействия администрации города (учредителем " Пассажиравтотранса" является департамент управления имуществом г.о. Самара).
Перспектива монополии коммерческого транспорта малообещающая: на все маршруты, куда приходит "СамараАвтоГаз", появляются автобусы малой вместимости марки "МАЗ", что вызывает давку, недовольство пассажиров и невозможность уехать, так как с занятых "СамараАвтоГазом" маршрутов уходят прочие перевозчики, т.н. "маршрутки", отсутствие постоянных расписаний и интервалов, низкоквалифицированный водительский состав, т.к. вчерашние водители этих "маршруток" и приходят в "СамараАвтоГаз", следовательно, часты мелкие ДТП с этими "МАЗами"...
Кроме того, без муниципального предприятия с автобусами большой и особо большой вместимостью (т.н. "гармошками"), но с монополией из коммерческих автобусов малой вместимости Самара перестанет быть похожей на город-"миллионник", став "большой деревней".
Огромная просьба - поднять эту проблему сейчас, до выборов, когда еще можно что-то изменить.
Можно вполне предположить, что банкротство МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" является преднамеренным и органы власти заинтересованы в ликвидации муниципального предприятия с последующим установлением коммерческой монополии "СамараАвтоГаз".
Особенно на фоне презентации перед Правительством СО новых автобусов ООО "СамараАвтоГаз" и оклейки автобусов "Пассажиравтотранса" рекламой о приёме персонала в "СамараАвтоГаз".
Огромная просьба - поднять эту проблему сейчас, до выборов, когда еще можно что-то изменить.
livejournal
21 фев, 2018 12:37 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
(Анонимно)
22 фев, 2018 06:49 (UTC)
Реактивный принцип - это каменный век
Что Бог ни делает - всё к лучшему
(Анонимно)
22 фев, 2018 06:58 (UTC)
Re: Реактивный принцип - это каменный век
Вылазьте из тупика реактивной космонавтики!
(Анонимно)
22 фев, 2018 08:08 (UTC)
Re: Реактивный принцип - это каменный век
У вас полное изменение сознания и психики от реактивного "принципа", полная деградация. У таких "технарей" нет будущего, только гниение, и ваша интеллигенция пойдет прицепом в могилу, по назначению. Ну а нормальным людям надо просто "открыть систему" и расширить сознание.
(Анонимно)
22 фев, 2018 13:36 (UTC)
"расшырить сознание" - специфический термин, вроде бы из дурки ).
Что российское тв с электоратом делает...
(Анонимно)
22 фев, 2018 14:19 (UTC)
Одно из двух, это - Фантомас или Фурибунда
никак не электорат (расшыренный).
(Анонимно)
22 фев, 2018 15:57 (UTC)
Re: Одно из двух, это - Фантомас или Фурибунда
Эх, дорого бы я дал, чтобы проникнуть в его тайну!
(Анонимно)
22 фев, 2018 11:38 (UTC)
Re: Реактивный принцип - это каменный век
У вас есть альтернативное решение для доставки спутников на орбиту?
Не думаю, что бедность это к лучшему.
(Анонимно)
22 фев, 2018 14:24 (UTC)
Re: Реактивный принцип - это каменный век
Боже! какая фактура! доставка! спутников!! на орбиту!!! + альтернативное знаете-ли решение!!!!
(Анонимно)
23 фев, 2018 04:55 (UTC)
Yes (https://hostingkartinok.com/show-image.php?id=579b81d1b311d35c156ef486a8b19b6a)
z1g18
25 фев, 2018 07:49 (UTC)
Анонимы хуже п....в
А у вас вся страничка в них.
Есть мнение - озвуч.
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

Че брюс
blog_matveev
"Блог Матвеева": журнал сторонников

Календарь

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner