"Блог Матвеева": журнал сторонников (blog_matveev) wrote,
"Блог Матвеева": журнал сторонников
blog_matveev

Categories:

Михаил Матвеев прокомментировал агентству "Давыдов.Индекс" поправки в Конституцию по МСУ

Михаил Матвеев (Самара): Весь вектор МСУ в России последние 10-15 лет — это попытка подменить местное самоуправление местным госуправлением

Термин «единая система публичной власти» официально прозвучал в конце прошлого года при встрече президента Владимира Путина с председателем Госдумы Вячеславом Володиным и связан был с обсуждением взаимодействия между органами государственной власти и местным самоуправлением в формате проблемы баланса властей. Понятно, что поправки, которые сейчас вносятся в статьи (132, 133) о местном самоуправлении являются продолжением дискуссии.

В то же время термин «единая система публичной власти», несмотря на свою юридическую составляющую, напоминает термин «суверенная демократия», так как помимо понятия баланса власти в Конституции существует термин разделения власти. Вводя в статью 132 дополнительную третью часть о том, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти РФ, и не отменяя статью 12 Конституции РФ, в которой черным по белому написано о том, что органы МСУ не входят в систему государственной власти, инициаторы поправок делают Конституцию в части местного самоуправления еще более внутренне противоречивой. Отмена или изменение 12 статьи Конституции невозможна в формате блицкрига, по которому сейчас мы движемся, потому что изменение базовых статей Конституции требует совершенно иного механизма.

В то же время экспертам в сфере МСУ приходится читать между строк. Скорее всего, введение термина «единая система публичной власти» — это все-таки попытка легализации единой вертикали власти, то есть того, что в советские годы называлось командно-административная система. Весь вектор МСУ в России последние 10-15 лет — это попытка через различные федеральные законы и особенно через практику их расшифровки на местах подменить местное самоуправление местным госуправлением. Это реализовано через фактическую ликвидацию всенародной выборности глав местного самоуправления. В этой связи я не отношу себя к экспертам, которые восторженно увидели в предлагаемых поправках в Конституцию, некие обещания дополнительных финансовых расходов. На самом деле изменение формулировки в 133 статье о том, что местному самоуправлению компенсируются расходы, возникшие в результате решений, принятых органами госвласти на более обтекаемую формулировку «возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение», на мой взгляд, не усиливает позицию обязательной компенсации расходов МСУ. Поскольку не определено какие функции и полномочия имеют государственное значение.

Термин «государственное значение» достаточно точно не сформулирован. При этом федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления» четко определяет полномочия органов местного самоуправления. В этой связи для того чтобы какие-то из этих полномочий стали формулироваться как полномочия имеющие государственное значение, необходимо принимать дополнительные федеральные законы.

Как практик местного самоуправления и как ученый в этой сфере я не жду, к сожалению, ничего хорошего для МСУ от предлагаемых поправок.

Политик, общественный деятель и публицист, депутат Самарской Губернской думы, председатель комитета по местному самоуправлению, доктор исторических наук, Самара

https://davydov.in/economics/mixail-matveev-samara-ves-vektor-msu-v-rossii-poslednie-10-15-let-eto-popytka-podmenit-mestnoe-samoupravlenie-mestnym-gosupravleniem/
Tags: Конституция, Михаил Матвеев, Самара, местное самоуправление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments