"Блог Матвеева": журнал сторонников (blog_matveev) wrote,
"Блог Матвеева": журнал сторонников
blog_matveev

Мой Толстой

Если б кто-то задался целью понять, откуда я такой, как я есть, он ничего бы не смог понять, если бы не использовал в качестве шифра Толстого. Все мое мировозрение с 13 до 26 лет сформировалось под влиянием Толстого. Финалом, наверное, можно считать статью "Смерть Льва Толстого и духи русской интеллигенции", опубликованную мной вне всякого формата в "Самарском обозрении" 18 ноября 1996 года. Статью, которую тогда  очень хвалили и которая казалось мне самому очень умной, но, как я сейчас вижу- бывшую абсолютно неверной по ряду православных позиций, и которую поэтому позже я никогда бы не написал.

Пересмотрев (и сразу перечитав) к вспоминаемому сегодня столетию смерти Толстого "Отца Сергия" я понимаю, что эта повесть во-многом стала самопрограммированием будущего его ухода из Ясной Поляны и напрямую связана с его поисками Бога и многое объясняет. Поэтому, сначала интуитивно, потом осознанно одним из наиболее важных для меня вопросов последних лет был вопрос о т.н. "отлучении" Толстого от церкви, (рассмотренный, например, в №№ 3-5 "Православной беседы" за 2008 год). Понять эту тему без знания (и принятия) православной догматики нельзя, поэтому раньше ее я и не понимал, отсюда и многие неверные оценки Толстого. О том, что в общественном сознании все еще нет понимания, что Толстой сам себя "отлучил" говорит факт того, что буквально на днях тема вновь было поднята в письме Сергея Степашина патриарху Кириллу.

Помню, меня удивила холодность, с которой А.И.Солженицын отреагировал на некоторые мои суждения о Толстом во время нашей встречи в 95 году,а  приведенная выше статья, переданная ему в черновике, и вовсе осталась без ответа. Мне тогда казалось, что параллели между двумя  старцами вполне естественны и Солженицын не может их не чувствовать. (К сожалению, я не успел к годовщине подготовить давно вынашиваемый мной доклад "Толстой и Солженицын", потому, что мне кажется здесь есть что сказать). С горечью переосмысливая  сказанные мне одним человеком позже слова "Солженицын православный писатель, а Толстой еретик", я теперь вынужден был  признать, что это близко к истине и "нравственное самосовершенствование" и "непротивление злу насилием" не может заслонить  непонятного мне в упрямстве богоборчества Толстого и его роли для революции 17 года .
 
Но, как было сказано в другом месте-  талант Толстого- дар Божий, и отвергать его- значит спорить с Дарителем и кто знает, что происходило в душе Толстого, когда уйдя из Ясной Поляны, он первым делом стремился в Оптину пустынь?
 
Мне кажется, для завершения исканий Толстого ему не хватило бы и 200 лет жизни.  Господи, прости ему!
 
PS Если Толстого погубила гордыня, то также самонадеянно  думать, будто понял уже то, что гений Толстой к 82 годам не понял.

Tags: Лев Толстой, Михаил Матвеев, Солженицын, православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments