
Намного позже описываемых Иванцом событий, работая над докторской диссертацией по истории, я сделал в своей монографии некоторый анализ перестроечного движения в Куйбышеве-Самаре,
попытавшись разбить его на этапы.(Раздел 5.3.3. "Акции протеста") Согласно моей периодизации описываемый Иванцом в его фундаментальной статье период состоял из оканчивающегося периода "неформального движения"(1988-90) с "демократическим движением" (1989-91) и периодами "рабочего движения" (1990-91), "бунтами товарного дифицита" (1991 г.) и "движением противостояния" (1992-93). Впрочем, кто-то из исследователей может видеть иначе. Сам Иванец (в другой статье у Асташкина) периодизацию с 1988 по 93 г. называет общим словом "демократическое движение", а период до 88 года- "диссидентским". Ну, не суть важно.
В те годы я диссертации еще не писал, и научных определений не давал. Иванец у меня тогда проходил по категории внезапно возбудившихся. В перестройку такое бывало, взять хотя бы нашего с Сашей Бояркиным другого, доармейского однокурсника Володю В., тихого очкарика (будущего гуру Харе Кришна и какого-то живого индийского святого), внезапно тоже ставшего в те годы "неформалом" и хранившем под подушкой прокламации "народного фронта". Я относился к проявлениям анархизма Иванца с иронией, не думая, что он серьезно в эту тему погрузился на уровне теории, тогда много кто какими флагами махал. Потом он попал в какую-то историю с бандитами, заложенными в ломбард квартирами, и то ли его подставили, то ли он кого-то подставил, но сел он в тюрьму, как сообщили, по другой нехорошей статье, что многими с учетом определенного отношения в уголовном мире к сидельцам по ней, было воспринято как похоронка. Что там на самом деле было с уголовными делами, сколько он отсидел и как- не знаю. Сам Иванец а-ля Варлам Шаламов в своих мемуарах пишет об этом в таких выражениях: " Когда я ,освободившись в очередной раз из мест заключения (да-да,не удивляйтесь-я никогда не считал себя кабинетным анархистом)". . До позавчерашнего дня я об Олеге Иванце ничего не слышал.


Впрочем, радость моя о том, что я избежал политизации своей научной темы была недолгой, так как в стремлении исследовать то, что никто еще не писал, я вскоре добрался до разгона земств большевиками, Учредительного собрания и гражданской войны, образ которой и так маячил за окном. Естественно, когда вокруг всё бурлило, нельзя было не формировать никаких политических взглядов. В целом у большинства студентов они тогда были критические к власти и КПСС. На пятом курсе (был уже 92 год) мы взбунтовались




В журналистике я тогда, кажется, был немного поклонником Невзорова. Коммунистам не доверял, а наблюдения мои за демократами, хоть я и был тогда на стороне Ельцина, быстро становились слегка резкими. В итоге за два дня до ГКЧП у меня в "СГ" вышла статья "Когда приходят мэры", которую при желании можно было назвать гкчпистской, т.к. там я

В мемуарах Иванца мне посвящено три коротких, но пронзительных предложения:
"А вот учился на моем курсе некто Михаил Матвеев.В те беспокойные годы молчал,никуда не лез.Своих политических взглядов не выказывал.А теперь депутат думы,баллотировался на мэры Самары.Профессиональный политик - выжидал кто победит".

В те годы Покорский придерживался, как полагалось потомку царского офицера, монархических взглядов, примкнув к местной ячейке белогвардейского "НТС" (коммунисты тогда их называли исключительно "власовцы"), в которой хороводил модный ныне пусси-адвокат "Взбесившихся влагалищ" Марк Фейгин. В Америке потомок древнего шляхетского рода одно время работал слесарем в местном ЖЭУ, а сейчас торгует таблетками через интернет и собирает русские самовары.
Будущего адвоката Пусси Райт Фейгина Иванец в своих мемуарах вспоминает так: "их лидер (НТС) Марк Фейгин уж очень был самовлюбленным и скрывался от армии,видимо,по причине,что его брали рядовым,а не,как минимум,капитаном.Кстати,когда он потом стал депутатом Госдумы и козырял тем фактом,что воевал в Сербии(как доброволец),меня очень удивило-я то считал,что он был пацифистом.А так получалось странно-от армии косил,но на войну поехал.Боялся дедовщины или антисемитизма?"

На фото Фейгин крайний слева, Покорский крайний справа, с плакатом- Асташкин.


Вообще митинги и всякого рода политическая тусня были тогда обычным явлением времени. Я, например, был свидетелем того, как Валерий Карлов рвал свой партбилет, и даже попытался снять это, жаль, кроме вскинутых рук ничего на снимке не оказалось. Вот этот животрепещащий момент.

В статье Олега Иванца немало личных оценок, точнее они все личные. Вспоминает он, (не очень лицеприятно) Юрия Бородулина, Георгия Исаева, с симпатией Александра Беленко, Владимира Гинзбурга, Марка Солонина. Есть и известные поныне персоны. Скажем, видный ныне единоросс из телевизора Андрей Исаев, тогда тоже "анархист", или самарский бизнесмен и тоже видный единоросс Алексей Леушкин. Последнему посвещено в работе Иванца несколько смачных абзацев. Вот парочка:

Статья Олега Иванца, вобщем-то не только мемуарная (может у Асташкина в блоге что-то более будет), но с некими политическими обобщениями в конце, весьма четко сформулированными. И посвещены выводы анархо-синдикалиста предстоящей Социальной Революции, которую Иванец считает неизбежной.

По правде говоря, я думаю также.

А эти слова анархиста Иванца я обращаю к своим коллегам-депутатам. Это самое я многим говорил уже не раз:
"Наши депутаты наивно думают,что раз они избранники народа(да и верят ли они этому?),то народ их пощадит.
Вспомните фразу флигель-адьютанта российского императора Николая Второго Мордвинова,когда он вел Шульгина и Гучкова к царю решать вопрос об отречении:»Хороши же вы,народные избранники, облеченные всеобщим доверием.Не прошло и двух дней,как вам приходиться уже дрожать перед этим народом.Хорош и сам «народ»,так относящийся к своим избранникам» Во время Социальной Революции народ сметет и своих избранников,и партию власти-вроде бы легитимную партию большинства.

По мнению Иванца, существование оппозиции необходимо и отодвигает революцию.
"Если в государстве не будет оппозиции (и системной,и революционной),то власть упьется кровью,закрыв глаза от блажества.И лишь действия оппозиции заставляют власть отрываться от вены народа и бросать подачки этому народу.Все таки кровь должна воспризводиться,а для этого необходимо хоть какое то питание, да что бы жертва-народ не брыкался-можно подкинуть и зрелищ.Я признаю неотвратимость Социальной Революции,но утверждаю что это будет зло.Именно поэтому анархисты должны готовиться к ней",- делает вывод Иванец.
Полностью текст Олега Иванца на сайте Автоном.орг, если вы о нём еще не забыли здесь. Выражаясь словами Лимонова "Это была моя ночная проповедь 22 августа, в среду" , или длинное такое предисловие-отступление к тексту, одолевшие его могут претендовать и на прочтение самой статьи, которая куда длиннее, многим непонятней и без картинок.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →