"Блог Матвеева": журнал сторонников (blog_matveev) wrote,
"Блог Матвеева": журнал сторонников
blog_matveev

Мой комментарий к вчерашнему заседанию ОП по "районной реформе" местного самоуправления Самары

Михаил Матвеев, депутат Самарской Губернской Думы:

-"В значительной степени результаты этой реформы будут зависеть от того действительно ли создание этих районных советов пойдёт по пути привлечения народной инициативы, людей с активной гражданской позицией в эти низовые органы власти. Либо они будут сформированы сверху из специально отобранных людей, которые просто будут олицетворять собой некий орган власти, но таковым на самом деле являться не будут. Возможно, они будут только послушно голосовать за все спускаемое им сверху и реальной возможности ни материальной, ни организационной, ни законодательной в интересах избирателей иметь не будут.

Сама по себе идея создания низового уровня местного самоуправления на уровне районов и микрорайонов — очень правильная. Особенно она актуальна для разного рода отдаленных территорий поселков, которые существуют у Самары, но находятся в значительном отделении от города и находятся в окружении других районов, живя собственной жизнью- Прибрежный, Береза, Зубчаниновка и так далее. Для таких территорий очень актуально — иметь возможность создания собственного местного самоуправления с местной администрацией.

Но существуют и определенные опасности.

Они связаны с тем, что в целом город как хозяйственный механизм является единым комплексом, и административные границы между районами носят в значительной степени условный характер. Поэтому внутренней муниципальной целостности, которая бы позволяла жителям, допустим Ленинского района, ощущать себя людьми, отличными от жителей Самарского района не существует.

К тому же, с точки зрения управленческой, восемь районов города очень различны по своей территории и численности. Самый большой район — Промышленный, он больше Самарского района в 8 раз. С этой точки зрения объем работы их районных администраций или управ — не сопоставимы.А по проекту в любом районе будет существовать примерно одинаковая по численности районная Дума и районная администрация. Тут, конечно хорошо бы посмотреть о возможности более пропорционального разделения города на административные единицы, которые не привязывались бы к конкретным районам.

С одной стороны делать это сейчас в период кризиса — это не очень правильно, потому что есть более важные вопросы, чем заниматься административными реформами и это повлечет за собой определенные расходы. С другой стороны, если этого не делать, то созданное районное местное самоуправление вряд ли будет обладать какой-то самодостаточностью и вряд ли можно говорить о каком-то гармоничном развитии местного самоуправления на всей территории Самары.

Я вчера внес ряд предложений по совершенствованию этой реформы. Я считаю, что отдаленным поселкам нужно дать функции самостоятельных муниципалитетов. Возможно, если это юридически невозможно сделать в рамках существующего административного деления, то может быть стоит их выделить в отдельные городские районы. Мы в Самарской Губернской Думе не раз сталкивались с обращениями жителей таких поселков, они там совершенно заброшены и ездить на расстояние 50 км в Самару — это совершенно неправильно, большинство вопросов надо решать на месте.

Вторая опасность – это политизация. Потому что к моему удивлению предлагается выбирать районные советы по партийным спискам на 50%. Я считаю это большой глупостью. Мне совершенно непонятно в чем будет заключаться роль партий и как они смогут осуществлять свои партийные программы, решая вопросы вывоза мусора в каком-нибудь районе. Вчера выступая я привел в пример высказывание одного американского политика XIX века: "Нет демократического и консервативного способа уборки мусора с улиц". Я считаю, что районные советы должны выбираться полностью по одномандатным округам, каждый депутат должен представлять определенную территорию. Правом выдвижения этих кандидатов должны обладать и политические партии и никакой проблемы, что кто-то будет иметь партийность, кто-то будет беспартийный. Но на мой взгляд, заведомо вносить партийную борьбу в этот хозяйственный уровень неправильно. Это прямо противоречит установкам самого губернатора, что все эти реформы принимаются для снижения уровня политизации местного самоуправления. Если этого не произойдет, то боюсь, что борьба за мандаты между партиями приведет к тому, что выборы превратятся во всем нам известный цирк. Придет в эти советы много случайных людей, которые просто по партийным спискам будут туда избираться, не обладая ни авторитетом у жителей, ни желанием заниматься созидательным трудом, а лишь представляя интересы партии. И дальше начнется обычная грызня фракций и пикирование по всем вопросам, внесенным оппонентами. Я думаю, что партийной борьбы на уровне местного самоуправления быть не должно. Место для партий – это Государственная Дума.

Губернатор на мои предложения ответил, что закон может быть скорректирован в части того, что не 50% советов будет избираться по партийным спискам, а 25%. При этом списки будут открытыми и избиратель вправе будет проголосовать за конкретную фамилию из списка, а не просто за список, как его партия выставила.
В целом, на мой взгляд, сегодня прогнозировать какой-то результат от работы вновь создаваемого районного уровня власти — преждевременно. Не будем забывать, что реформа разворачивается в условиях спада экономики и серьезного внешнеполитического обострения вокруг России. Поэтому большинству жителей глубоко безразличны эти процессы, как здесь что поменяют. Вопросы, с которыми они идут в органы власти, они будут нарастать: это рост цен, падение уровня жизни, безработица, а также стандартные обращения — ЖКХ, благоустройство, социальные вопросы. Власти будет не до того, чтобы заниматься теоретическими вопросами, реформированием местного самоуправления ради реформирования. Нужно будет достаточно быстро и четко реагировать на вызовы и угрозы смутного времени.

Это не самый важный вопрос, хотя двухступенчатая модель избрания городской Думы, которая тоже весьма интересна, напоминая модель, которая существовала в земскую эпоху и советскую модель, не идеальна. Возможно, было бы правильнее хотя бы 50% её состава избирать напрямую населением города, а 50%, или меньше, от районных Советов и общественных объединений и партий. У меня ощущение, что при двухступенчатом фильтре пройти в гордуму депутату, который нежелателен для городской администрации — маловероятно, что делает её очень сервильной и значение городского парламента как некого политического органа обнуляется. Возможно это тоже является одной из задач этой реформы.

http://nesluhi.info/expert/mixail-matveev-znachenie-gorodskoj-dumy-obnulyaetsya/
Фото В.Нехорошева

В тему: мой комментарий "Эху Москвы" (с 5 минуты )у echosamara в 29/01/15. 12:06-13:00. "Самарский разворот"

Tags: Меркушкин, Михаил Матвеев, Николай Иванович, Самара-городок, местное самоуправление, мощная технология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments