?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая страница | Следующая страница

Оригинал взят у mozay в "Хорошими делами прославиться нельзя..."
меркушкин.jpg
*фото с сайта http://www.vkonline.ru/

«Точно так же, как безобразным стало бы человеческое тело, снабженное глазами на всех его частях, так и государство обезобразилось бы, если б все жители стали образованны, ибо вместо послушания они преисполнились бы гордостью и тщеславием… Всеобщее образование привело бы к тому, что число сеющих сомнения намного превысило бы число способных их развеять…»
(А. Ришелье, французский кардинал)

Долго собирался с мыслями, чтобы написать этот длинный пост (кто осилит – молодец). Временами казалось, что уже и так все сказано, иногда, что проблема уже решилась в ту или иную сторону, однако Самарские власти упорно не замечают мнения людей и игнорируют здравый смысл. Я специально не называю персоналий, поскольку реальная власть никогда не сосредотачивается в одних-единственных руках. Однако главный бенефициар и зачинщик всем известен не понаслышке. Поразмышлять я планировал об объединении ВУЗов Самары, а конкретнее СамГТУ, СГАУ и СамГУ. Тема уже наверное многих утомила, но не вставить свои пять копеек и не задать несколько вопросов я не могу. Совесть не позволяет.
Сразу скажу, что этот пост не претендует на глубокое исследование. Цель его не чтобы огульно поругать власть, а чтобы еще раз заставить ее задуматься перед принятием судьбоносных для нашего региона решений. Надеюсь все понимают разницу между конструктивной критикой и "врагом народа")). Если Вы найдете какие-либо неточности в повествовании, то не обессудьте. С удовольствием восприму критику. Только, пожалуйста, конструктивную! Но обо всем по порядку.
[Нажмите, чтобы прочитать]
"Откуда и когда появилась идея укрупнения Российских, а, в частности, Самарских ВУЗов?"

Вроде как подобный вопрос задавали 18  марта на межвузовском собрании в Губдуме. Ответа не нашлось. Вот я и начал припоминать, а как развивалась история? Что-то скомкано как-то все. Придется нам самим освежать память.
Началось по-взрослому это в далеком 2008 году, когда у руля страны встал Дмитрий Анатольевич Медведев. И началось всё с идеи закрытия лишних и неэффективных ВУЗов, в связи с демографической ситуацией и перекосом потребностей в специалистах. Вернее началось чуть раньше, но размах приобрело именно при нем. Причем первый виток сокращений 2007-2008 учебного года показал, что освобождается слишком много незанятой молодежи, что влечет за собой сильные социальные риски. Громкость убавили. Даже дополнительные места в аспирантуру добавили. Но позже, (в 2011 году число студентов сократилось двукратно и продолжало падать. Плюс сдвинули сроки призыва в армию до 15 июля и 31 декабря.) видимо количество незанятых снизилось до социально неопасной величины, решено было продолжить. Но откуда появились цифры, которыми так умело оперируют чиновники федерального и регионального уровней, о количестве ВУЗов которое необходимо оставить?
Было в 2008 г. вот такое совещание:
«Д. МЕДВЕДЕВ: Сколько нам нужно университетов, на Ваш взгляд, в масштабах страны, численности населения?
А. ФУРСЕНКО: Я думаю, что если говорить об университетах, то опять же моя оценка, что это где-то до 50.
Д. МЕДВЕДЕВ: А высших учебных заведений?
А. ФУРСЕНКО: 150–200 максимум.
Д. МЕДВЕДЕВ: Тогда Вы сами отвечаете на мой вопрос, что всё остальное подлежит преобразованию.
А. ФУРСЕНКО: Часть из них могут стать филиалами этих университетов, а часть должны быть преобразованы либо в профессиональные средние учебные заведения, либо закрыться, если называть вещи своими именами».


Говорят эти цифры впервые прозвучали именно там. Но откуда взялись они? Почему 200? Почему 50? Откуда? Есть вполне рабочая версия, что эти цифры попали туда из... рекомендаций Всемирного Банка за номером 13 638 от 22.11.1994 г. Подробнее про этот документ, его отсутствие в свободном доступе и всей его деструктивности для системы образования можете почитать в статье
ректора Московского гуманитарного университета, доктора философских наук И.М. Ильинского. Не поленитесь. Очень интересно!

В 2009 году взмахом волшебной палочки росчерком пера Д,А. Медведев даже подписывает
Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах". Приволжский, кстати, в Казани. И сейчас их вроде 10 уже?


Но концепция укрупнения ВУЗов и перекидывания остальных 600-800 на региональные бюджеты не нашла одобрения в научном сообществе по широкому кругу причин.
Вот потрясающая статья кандидата психологических наук, профессора РАЕ Дружилова С.А., где как раз и описываются вышеизложенные процессы. Цитата для затравки: "Еще более серьезными могут быть социальные последствия, поскольку попытка ограничить возможность получения высшего образования приведет к социальному расслоению, к формированию сообщества социальных аутсайдеров, которым в структуре общества будет отведена роль «работы только за кусок хлеба». Особенно это касается жителей российских регионов, потому что реализация обсуждаемой инициативы приведет к полному уничтожению вузов среднего звена, на которых держится региональное образование: получение высшего образования для россиян, живущих в нестоличных регионах, станет проблематичным".

А Первый проректор Международной академии бизнеса и управления, специалиста в области социологии управления образовательными процессами Е.В. Добренькова, считает, что «истинная причина вышеозначенной кампании состоит в попытке экономии бюджетных средств (средств на финансирование) и существенного сокращения вузовской материальной базы. Это ведь единственная в нашей стране сфера, которая еще осталась неприватизированной, притом, что она обладает огромными материальными ресурсами, включающими не только учебные корпуса, но также спортивные базы, дома культуры, санатории, пансионаты, общежития. Поэтому сокращение количества вузов высвободит значительную инфраструктуру, которую можно будет впоследствии приватизировать и продать» - говорится в не менее интересной статье, повествующей о разрушении системы высшего образования в России, про "интересную" позицию Ливанова, как приемника Фурсенко.

Но не будем о грустном. Дальше речь пойдет о Самаре, и я предлагаю считать, что наши региональные власти не преследуют никаких меркантильных целей, в виде реализации высвобождающегося имущества учебных заведений, а имеют добрый умысел и действуют только в правовом поле исключительно в интересах народа и Государства. И не хотят следовать тезису старухи Шапокляк из названия поста и, не дай Бог, высказыванию кардинала Ришелье из эпиграфа. Плюс, некоторые, я думаю, хотят увековечить себя в истории Самарского края каким-нибудь выдающимся проектом, а может и не одним, как, например, герой города и нашего времени А.Ф. Вакано. Ниже я попробую подсказать альтернативу.

"Так что там с объединением Самарских вузов?"


Заговорили про объединение ВУЗов после того, как Самара стала городом, принимающим ЧМ2018 по футболу. Вот, например, статья от 28.02.2013, где нам рассказывают о создании нового Федерального Университета в поселке "Радиоцентр". Основой предлагался СамГУ, к которому собирались присоединить еще несколько ВУЗов. И все это, кстати, с одобрения Ливанова и Дворковича. А в подобной статье от 01.01.2013 г. есть замечательное высказывание. Приведу его полностью - "Но в Самаре немало вузов ратуют за сохранение самобытности, несмотря на нарисованные областными властями радужные перспективы. Ректор СГАУ Евгений Шахматов отмечает, что «аэрокос» уже имеет высокий статус национального исследовательского университета и уже вошел в число лучших вузов России. «В России есть примеры, когда присоединение слабых вузов к сильным привело к тому, что показатели учебного заведения снизились. Нам нашу планку снижать не хотелось бы», - предупреждает он".


Итак, подытожим. В 2013 году нам говорили о создании Федерального Университета на базе СамГУ с присоединением СГАУ, который был против. Про СамГТУ речи не было совсем. ФУ планировалось построить в поселке "Радиоцентр".
Теперь следите за руками)).

2015 год. Новый виток объединения. Только на этот раз нам его пытаются подать немного под другим соусом.

Оказывается СГАУ в 2013 г. вошел в топ-15 ВУЗов России и участвует в
федеральной программе повышения конкурентоспособности учебных заведений России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Топ-15 разбит на три категории ВУЗов: на поддержку первой, куда вошли НИУ Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики, а также Томский политехнический и Томский государственный университеты, направляется 1 млрд рублей, на вторую категорию выделяется 750 млн рублей, на третью  — 500 млн рублей. Исходя из своих размеров СГАУ попадает только в третью категорию, поэтому появилось предложение об укрупнении, с целью увеличения финансирования. Однако, если воспользоваться калькулятором, нетрудно посчитать, что даже при условии, что новый ВУЗ будет в высшей категории, 1 млрд. на троих уже не так много. Для справки, СамГТУ тратит на студентов и сотрудников сопоставимую сумму, не получая из бюджета, в отличии от СГАУ, практически ничего. Я про миллиард, если что и самоокупаемость.

А 21 марта 2015 г. в Томске СГАУ закрепил свое почетное звание и продолжает участвовать в программе. Вообще очень все это странно. Сделали какой-то Совет, сами выбирают топ ВУЗов. Так может быть Самарским властям потрудиться и сделать так, чтобы и остальные ВУЗы попали в этот топ-15? Выбивать финансирование для каждого в отдельности? А то как получается - объединим ВУЗы, войдет новый в федеральную программу и голова не болит, где в региональном бюджете денег на образование искать. Кстати, надо отметить, что в соответствии с рейтингами РА "Эксперт" топ-100 ВУЗов России, динамика мест в списке по годам 2012-2014 следующая:
2012 2013 2014
СамГУ 27 43 48
СГАУ 35 30 23
СамГТУ 84 73 56

Как видно из таблицы за два года СамГУ скатился на 21 место вниз, СГАУ напротив набрал 12, а СамГТУ набрал аж целых 28. Я думаю, выводы все сделают сами.

После вышеобозначенного события, 22 марта, Д. Ливанов и А. Волков вместе написали омерзительную
статью в "Ведомостях" о пользе сокращения учебных заведений. Самарские СМИ это все радостно подхватили. Но хоть СМИ об этом пишут иначе, в статье Ливанова полностью пропало упоминание о тех самых 600-800 ВУЗах, которые съедут на плечи регионов. Я так понял, что предполагается их постепенное исчезновение. По крайней мере в Самаре. Ведь кто захочет учиться в региональном учебном заведении, если есть такой новый и классный объединенный ВУЗ? Да и финансирование надо будет где-то брать! Кстати, в этой статье Ливанов кривит душой рассказывает о современном тренде на увеличение количества студентов. Хотя таблица из этой же статьи, говорит как раз о том, что количество студентов никак не коррелирует с качеством образования. (Гарвард - 21 тыс., Стенфорд - 16, Ель - 12, Принстон - 8, Калифорнийский - 2, СамГТУ - 16, кстати).

Не ясным теперь остается и где будет располагаться новый ВУЗ. Про его строительство на территории "Радиоцентра" власти стараются особо не распространяться, опасаясь быть уличенными в разделе оставшегося имущества объединяемых ВУЗов, да и просто лишний вопрос с повестки убрать. А надо сказать, что имущественный фонд того же СамГТУ представляет из себя довольно лакомый кусок. Цена одного только корпуса №1 с учетом месторасположения потянет на весь "Гагарин-центр". А их – 10, огромных корпусов в самом центре города. Это я еще не говорю про спортивный комплекс, турбазу и сеть общежитий для студентов и сотрудников.

Мало кто задумывается вот еще о каком аспекте. В настоящий момент профессорско-преподавательский состав ВУЗов на 70% это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Трудятся они уже по многу лет и живут, как правило, рядом с теми учебными заведениями, где работают. Я лично слышал уже от нескольких преподавателей, что если придется ездить в "Радиоцентр", то они скорее всего уволятся. Здоровье уже, как говорится, не то! Не надо пояснять, что восполнить этот пробел будет некем, новых кадров того же уровня, в таком количестве просто нет. И это не говоря про сокращения дублирующих кафедр в момент объединения. А уж сколько технического и административного персонала останется на улице и говорить страшно. Тут уж сразу хочу вспомнить и про перекосы в траффике уличного движения. Ведь сейчас уже у каждого второго студента есть автомобиль. И все они поедут туда)).

В общем вопросов много, а ответов пока, к сожалению нет. Будем посмотреть.

Справочно. У СамГТУ, грядет официальная переаттестация. В связи с этим на руководство оказывается беспрецедентное давление. Или объединяемся или можно аттестацию и не пройти.



Может показаться, что СамГТУ фигурирует в моих примерах слишком часто. В этом нет ничего удивительного. Я сам там учился, и многие мои друзья и родственники закончили именно Политех. Но дело не только в этом. С самого начала обсуждений был виден явный перекос. Уж больно уничижительно о нем говорили все кому не лень. Хотя, если разобраться, то Политех впереди по абсолютно всем показателям (кол-во сотрудников, кол-во студентов, огромный имущественный фонд, самоокупаемость, огромные расходы на социалку, самая большая зарплата преподавателей и т.д.). Кроме конечно места в топ-100 (хотя динамика отличная) и объемов бюджетного финансирования. Ведь для многих не является секретом любовь всех Самарских властей именно к СГАУ.

Печальный пример

Не знаю какие показатели и проблемы у уже объединенных ВУЗов в России, наверняка найдутся эксперты в этих вопросах. Но сам я лично был свидетелем подобного объединения хозяйствующих субъектов. В 2010 г. создали ГУСО "Самаралес" путем объединения 15 лесхозов Самарской области. Вот их сайт. И прямо на главной странице можно прочитать об истории этой организации. Однако прочитав три абзаца, выяснятся, что кроме тушения лесных пожаров похвастаться получается нечем. Тут надо сказать и отдать должное, что только централизация управления в части тушения лесных пожаров, позволила справиться с тяжелейшей ситуацией 2010 г. Не буду долго здесь расписывать причинно-следственные связи и аспекты этого объединения (надо будет отдельный пост написать), но ничем хорошим это для лесного хозяйства Самарской области не закончилось. Потеря невосполнимых кадров, падение производства и реализации, уменьшение доли корпоративных услуг, усложнение системы снабжения - вот лишь малая часть проблем, которые стоят перед часто меняющимся руководством организации на протяжении уже 5 лет. А казалось бы лесхозы все одинаковые. Что же теперь говорить о разнонаправленных ВУЗах?

А ведь дел у наших властей хоть отбавляй. Я думаю объединение ВУЗов явно не первостепенная задача и не самый амбициозный проект. Тем более что о качестве высшего образования надо думать начиная со школьной скамьи)).
PS мой: Я, правда, немного текст с конца сократил. Главное, на что я бы обратил внимание, так это на связь спускаемых нам "медведевских" реформ высшей школы, которые вприпрыжку торопятся реализовывать в нашей стране некоторые федеральные и региональные руководители, с рекомендациями Всемирного банка, США, Вашингтон, округ Колумбия. Ничего не смущает, Николай Иванович?

Комментарии

( 2 комментария — Оставить комментарий )
mozay
9 апр, 2015 01:56 (UTC)
Здравствуйте. Я как раз планировал прийти послушать. На счет выступить как-то не думал))
n_p_baranova
10 апр, 2015 15:19 (UTC)
Правительство Ельцина-Гайдара, вступая в 1992г в МВФ, подписало с фондом «Письмо о намерениях», взяв на себя обязательства внедрять программы «переходного периода», законы, кодексы, конституцию, разработанные только экспертами фонда.
Чтобы придать этому якобы законный характер, эксперты США в новую Конституцию РФ, внедренную в 1993г танковым методом, включили положение (ст.15, п.4): «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Из этого положения Конституции следует:
− Правительство РФ, его депутаты в ГосДуме и их органами на местах исполняют и будут исполнять только программы США, ЕС, т.к. за состояние экономики РФ в рамках «Письма о намерениях» теперь несет ответственность МВФ;
− ими не будут исполняться предложения граждан РФ, политических партий и общественных организаций, товаропроизводителей РФ без разрешения МВФ, т.к. это будет рассматриваться нарушением Международного договора и последуют санкции.
Когда СМИ сообщают, что принят указ Президента, постановление Правительства, закон ФС РФ, оппозиция, население должны четко понимать, что этот указ, постановление, закон разработаны экспертами МВФ, на кредиты МВФ, по расценкам МВФ. Для этого в США, ЕС созданы множество фирм, которые сказочно обогатились. Множество НКО, на зарубежные деньги, обеспечивающие их внедрение. Кредиты и займы МВФ оформляются как Госдолг РФ и оплачиваются населением из бюджета РФ. По сообщению Е.Федорова: «…ежегодно мы платим в казну США дань − порядка 200-300 млрд. долларов. Это соответствует полному налогообложению России… каждый россиянин платит два налога: один налог он платит в российский бюджет, а другой — в таких же объемах − он платит в американский бюджет». В США − за разработку и внедрение программ геноцида, в РФ − на содержание колониальной администрации для исполнения программ геноцида и силовых структур для борьбы с терроризмом, подавления бунтующего населения. «Казнь за счет жертвы».
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Профиль

Че брюс
blog_matveev
"Блог Матвеева": журнал сторонников

Календарь

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner